Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

ФФНР – распространенное нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста. В логопедии этому дефекту устной речи уделяют много внимания вместе с ОНР и ФФН. Поговорим об этом подробнее.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Характеристика нарушения

Диагноз ФФНР ставится при обнаружении следующих отклонений от нормы:

  • Замена сложных артикуляционных фонем более простыми. Например, звук р заменяется на л.
  • Замена группы артикуляционных элементов нестабильно, а эпизодически. То есть произносит слово наЛево, но в других фразах фонема Р может присутствовать.
  • Неумение проговаривать отдельные микрофонемы.
  • Слияние фонем.
  • Невыразительность, нечеткость произношения.
  • Нарушения синтеза, анализа фонем. Путает звуки в чужой или своей речи. Произносит мягкие на месте твердых, шипящие заменяет на свистящие.
  • Затруднение общения со сверстниками из-за искажения смысла сказанного.
  • Трудности с чтением, письмом.

При этом малыш хорошо понимает слова, использует простые, сложные предложения, лексический запас соответствует возрастной норме. В слоговой структуре у таких детей расстройства встречаются редко.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Классификация

Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.

Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.

Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.

Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР.

  • Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.
  • 2. Составление речевой карты
  • Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:
  • – процесс протекания беременности;
    – наличие осложнений во время родов;
    – хронические заболевания матери;

– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

  1. 3. Логопедическое обследование
  2. Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.
  • Слуховое внимание и восприятие.

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

  • Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами.

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов.

Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение.

Возможные причины

Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности.

Кислородное голодание, кровоизлияния приводят к травме коры головного мозга. Может быть нарушена одна из сторон речи.

  • Инфекционные заболевания у ребенка раннего возраста.

Провоцируют ослабление деятельности мозговых процессов.

  • Наследственность
  • Неблагоприятные влияние среды, воспитания.

Глухонемые родители, отсутствие речевого и эмоционального общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Прогноз и профилактика

Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции ФФНР, ОНР. От этого зависит успешность письменной речи. Желательно устранять сложности с речевым развитием до поступления в школу, еще в детском саду.

Профилактикой ФФНР является планирование беременности, соблюдение указаний врача по приему поливитаминов, фолиевой кислоты до зачатия плода и во время его вынашивания. Своевременное обращение за помощью при наличии дефектов речи так же играет немаловажную роль в их успешном устранении.

Артикуляционная основа – залог правильного развития фонематического восприятия речи ребенком и взрослым.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешным в будущем, исправьте дефекты фонетико-фонематического развития в раннем возрасте.

Это займет гораздо меньше времени, сил, чем устранение психологических проблем, вязанных с неумением общаться со сверстниками, стеснений собственных недостатков речи.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей

У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.

Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Подобное нарушение может выявить только логопед

Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.

Классификация

Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.

Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.

При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда

При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.

Выраженность и причины появления

Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:

  • Легкая — нарушено несколько звуков, которые заменяются или искажаются.
  • Средняя — неправильно произносится большее количество звуков из разных групп.
  • Тяжелая — ребенок не различает звуки на слух, не может определить позицию в слове.

Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.

Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.

Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.

Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.

  Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.

Логопедические методы коррекции ФФН

Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.

В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.

Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.

Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Гимнастику могут проводить родители в домашних условиях

Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.

С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).

Читайте также:  Уход за новорожденной девочкой в первый месяц жизни: интимная гигиена и купание

Главные характеристики заболевания

Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.

Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.

Прогноз и профилактика

Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.

Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.

Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.

Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.

Игровая логопедия

В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.

  Логопедические упражнения для детей от 5 до 6 лет в домашних условиях

Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками

Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.

Тема «Весна»

Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.

К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.

С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.

Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».

Тема «Транспорт»

Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.

Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.

Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.

В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.

Тема «Посуда»

Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки

Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.

«Основы дошкольной логопедии» по Филичевой

Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.

Самоанализ занятия

Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.

Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.

Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-u-doshkolnikov

Ффнр в логопедии: что это, причины и коррекция у детей

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР.

Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка.

Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного.

То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения.

Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной.

Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы.

Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод).

При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины? Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Совет

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР.

В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда.

Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/ffnr-v-logopedii

Понятие фонетико-фонематического недоразвития, виды, методики диагностики и коррекции речевых нарушений

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе.

У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи.

Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений. При обнаружении ФФН ребенку требуется коррекция речевых дефектов.

Понятие и характеристика ФФН, классификация

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Читайте также:  Эриспирус - сироп: инструкция по применению для детей, дозировка и показания

Причины и факторы возникновения ФФН:

  • Травмы головы во время родов.
  • Отсутствие занятий с ребенком.
  • Стрессовые ситуации.
  • Проблемы психологического характера.

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука.

Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Классификация ФФН по степеням тяжести:

  • Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
  • Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
  • Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова.

Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо.

Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» — «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

  • Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
  • Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: что это такое и каковы его причины?

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме.

Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/ffnr-fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi/

Консультация по теме

Родителям на заметку.

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)?

«У вашего ребенка нарушение фонематического слуха»,- говорит специалист.» Но мой ребенок слышит хорошо»,- недоумевает мама.

Что же характерно для нарушения фонематического слуха:

  • замена одних звуков другими (фыфка, хыхка, сыска);
  • перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
  • упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

Прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением фонематического слуха не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе» или о «белой козе», о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и как следствие — дисграфия (нарушение письменной речи – как слышит — так и пишет)

К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, [р] заменяется на [л] или [в]). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: [л]ука – [р]ука, ко[в]ова – ко[р]ова и т.д.).

В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

  • Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
  • § недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
  • § недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
  • § глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога).

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам).

При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.

Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.

Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок. Многие дети любят «коверкать» слова — некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР — это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

«Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.»

Читайте также:  Остеопороз у детей: симптомы и лечение, причины ювенильной формы заболевания

1 уровень. «Безречевые» дети

— Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. «Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.- Грамматически слова не оформлены.

— Фразы нет.

  1. 2 уровень

— Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. «Гуся. Тонул. » — на картинке ныряющая в воду утка. — Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок» — два яблока.

— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

  • 3 уровень

— Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.- В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях слов.- Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения.

Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

  1. Что такое дизартрия?

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/13/roditelyam-na-zametku-chto-takoe-fonetiko-fonematicheskoe

Фонетико-фонематическое нарушение речи — симптомы и коррекция

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН — это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь — это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии — неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка — он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым — на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы — всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность — в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН — создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

Основные симптомы:

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде «готического» высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед — основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед.

При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например).

Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и «безболезненно» для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью «подгонять» ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова.

Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов.

Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

Эффективные упражнения:

  1. «Поцелуйчик» — ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. «Улыбка» — зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. «Пятачок» — из позиции «поцелуйчика» ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно — сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык — самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

Полезные упражнения:

  1. «Игла» — нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. «Лопатка» — задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. «Медок» — вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. «Трубочка» — свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.

Также помогают щелчки и цоканье языком — это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики — правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше — водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi

Ссылка на основную публикацию