Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Олигофрения у детей считается одним из самых опасных заболеваний, которая постепенно ведет к снижению умственной активности и приводит к инвалидности. Очень часто признаки заболевания появляются еще во время беременности, нередко нарушения наблюдаются спустя месяцы после рождения.

Сегодня олигофрения встречается достаточно часто и во всех случаях сопровождается серьезной умственной отсталостью. Как распознать тревожные признаки, и поддается ли болезнь лечению?

Что такое олигофрения

Ученые уже давно проводят исследования и пытаются выявить, что такое олигофрения. Очень важно отличать ее от приобретенных нарушений умственной деятельности.

С возрастом пациента при деменции (одной из форм слабоумия), а также исходя из действия определенных негативных факторов, умственная активность снижается.

При олигофрении наблюдается четкая недоразвитость интеллекта и психики (то есть больной не развивается согласно своему реальному возрасту).

Этот термин был открыт не так давно. Раньше всем пациентам с такими отклонениями ставили один общий диагноз − слабоумие. Олигофрения встречается достаточно часто и диагностируется у детей в возрасте до 3 лет.

Стоит отметить, что мальчики в большей степени подвержены этому заболеванию. Коварство заболевания заключается в сложности диагностики на ранних стадиях.

Очень часто нарушения обнаруживают на запущенных стадиях, когда ребенку уже трудно чем-то помочь.

Согласно статистике, олигофрению чаще диагностируют у школьников и студентов. В определенном возрасте при поступлении в школу или ВУЗ надо обязательно пройти тесты. Если человек с ними не справляется, врачи диагностируют нарушение умственного развития и отправляют на дополнительное обследование к специалистам (логопеду, неврологу и т.д.).

Классификация олигофрении

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Долгое время врачи выделяли три основные степени олигофрении: дебильность, идиотию и имбецильность. Однако такие формы заболевания считались неверными, и со временем был введен на них запрет. Сегодня существует специальный Медицинский классификатор болезней, согласно которому соответствует определенным уровням проявления умственных нарушений олигофрения.

Заболевание делится на две основные формы:

  • дифференцированную (возможно установить основные признаки развития олигофрении у детей);
  • недефференцированную (установить природу заболевания невозможно).

Существует несколько стадий течения болезни, которые определяются, исходя из основных показателей интеллекта:

  1. При легкой степени тяжести олигофрении ребенок не набирает более 50-70 баллов.
  2. Вторая − не более 50 баллов.
  3. В тяжелых случаях показатель не превышает 30.
  4. В запущенных формах (глубокая олигофрения) интеллект не достигает цифры 20.

На сегодняшний день точной классификации олигофрении не существует. При оценке состояния пациента врач учитывают многие факторы (правильность мышления, особенности характера, насколько сильный интерес к окружающему миру и т.д.).

Стоит отметить, что здоровый ребенок без труда отвечает на вопросы тестов при определении коэффициента интеллекта на уровне автоматизма, а больной медлит с ответом.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Олигофрения у детей может быть врожденной и приобретенной. Во втором случае риск генетической передачи очень низкий, поэтому многие ученые не считают данную патологию наследственной. Как правило, она развивается при совокупности многих негативных факторов. Среди основных причин выделяют:

Наследственные факторы

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Как правило, они играют одну из решающих ролей при врожденных формах многих заболеваний. В первую очередь, это касается генных и хромосомных аномалий (болезни Дауна, синдромов Патау, кошачьего крика, Альфи, фрагильной хромосомы и т.д.). Под действием данных факторов налицо хромосомные дефекты, в результате которых нарушается нормальная структура головного мозга. Также к наследственным причинам относят:

  • нехватку йода в период внутриутробного развития;
  • нарушения естественного обмена фенилаланина, который является незаменимой аминокислотой;
  • недостаточное количество  фермента, отвечающего за процесс расщепления аргинина;
  • нехватку лизосомального фермента (трипептидил пептидазы).

Поэтому очень важно проводить необходимую диагностику еще до наступления беременности, чтобы убедиться в отсутствии одного из предрасполагающих факторов к развитию олигофрении.

Антенатальные

К этой группе относят причины, которые влияют на нормальное развитие плоды в утробе матери:

  • хроническую нехватку кислорода;
  • плацентарную недостаточность;
  • олигофрению, которая часто развивается на фоне перенесенных инфекций (сифилиса, токсоплазмоза и т.д.);
  • перенесенную в период беременности краснуху;
  • злоупотребление спиртными напитками, курением + наркотики;
  • длительный прием медикаментов, которые негативно влияют на состояние плода (антибиотиков, Аспирина и т.д.);
  • лечение от радиации;
  • роды раньше положенного срока;
  • тяжелую форму гестоза.

Для того чтобы снизить риск развития олигофрении у ребенка, беременной женщине нужно особо тщательно следить за своим здоровьем и выполнять все врачебные рекомендации.

Постнатальные

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Очень часто данное заболевание диагностируется сразу после родов (вследствие родовой травмы) или в течение первых лет жизни малыша. Это вызвано следующими причинами:

  • острой нехваткой кислорода во время родовой деятельности;
  • применением щипцов или вакуум-экстрактора, что влечет за собой черепно-мозговую травму малыша;
  • резус-конфликтом матери и плода;
  • бактериальной или  вирусной формой менингита или энцефалита, перенесенной до 3-х лет;
  • наличием злокачественных образований в головном мозге;
  • тяжелой формой кори или скарлатины в возрасте до 3-х лет.

Выше перечислены основные причины развития олигофрении у детей. Стоит отметить, что на наследственные факторы никак нельзя повлиять, а вот снизить риск развития постнатальных и антенатальных возможно. Для этого нужно очень внимательно следить за состоянием своего здоровья во время беременности и выполнять все врачебные рекомендации.

Симптомы олигофрении

Данный недуг не является самостоятельным, он всегда сопровождается рядом сопутствующих заболеваний. Очень часто у таких больных наблюдается нарушение речевых и двигательных функций, сильно страдает эмоциональная система. Основными симптомами разных форм олигофрении у детей являются:

  • частичное или полное отсутствие абстрактной формы мышления (такие пациенты во взрослом возрасте похожи на 2-3 годовалых детей, они мыслят конкретно и ситуационно);
  • выраженная задержка психического развития (наблюдаются ухудшение памяти, речи, способности к обобщениям и восприятиям, нарушение двигательной и эмоциональной активности);
  • слабо развитая речь (в обиходе у ребенка с олигофренией до нескольких десятков слов, он не может полноценно составлять предложения или читать, и в большинстве случаев такие больные остаются безграмотными);
  • неспособность запоминать имена, цифры даты и т.д.;
  • неспособность ориентировки в бытовых ситуациях, когда отсталость интеллекта дополняется невозможностью совершения самых примитивных действий (похода в магазин, выбора одежды и т.д.);
  • сильная задержка физического развития (взрослый человек может внешне напоминать подростка).

Стоит отметить, что интеллект снижается постепенно, и яркое его проявление наблюдается только в школьном возрасте. До 12 месяцев чаще всего диагностируют врожденную форму олигофрении, которая также проявляется в виде задержки развития малыша. Симптомы олигофрении для новорожденных и детей до года такие:

  • аномалии в строении лица, головы, шеи;
  • врожденные патологии внутренних органов;
  • фенилкетонурия;
  • неспособность держать голову, сидеть, ползать и выполнять другие действия согласно своему возрасту.

Очень важно при первых тревожных симптомах обращаться к врачу, который проведет комплексную диагностику и подберет эффективную схему лечения.

Диагностика

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Симптомы олигофрении всегда проявляются очень ярко. Нужно провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить похожие заболевания. Первый шаг − это диагностика; психологические тесты, по которым специалист оценивает речевое и умственное развитие ребенка, определяет его степень IQ. Такие методики используются для детей с 3-х лет. Для пациентов младшего возраста диагностика умственной отсталости включает в себя:

  • МРТ и КТ головного мозга;
  • детальное исследование кариотипа;
  • проверку памяти;
  • лабораторный анализ крови новорожденного на фенилкетонурию или гипотиреоз;
  • энцефалографию мозга;
  • УЗИ внутренних органов;
  • исследования на генетические факторы;
  • пробы на возможные врожденные инфекционные болезни.

Ранняя диагностика позволяет своевременно выявить патологию и начать лечение. Затягивание ситуации приводит только к ухудшению состояния больного и влечет за собой тяжелые последствия. Изучением психологической сферы занимается невропатолог.

Лечение и реабилитация при олигофрении

К сожалению, данное заболевание считается неизлечимым. Лечение олигофрении назначается по результатам комплексного обследования, когда врач точно определит степень тяжести заболевания.

На ранних стадиях применяется медикаментозная терапия. Она носит симптоматический характер и помогает устранить первопричины, сгладить неприятные признаки заболевания. Для этого применяются следующие группы лекарственных средств:

  1. Транквилизаторы (Феназепам, Диазепам и т.д.).
  2. Нейролептики (Релатин и т.д.).
  3. Гормоны (Тиреодин и др.).
  4. Фитопрепараты, которые положительно влияют на процесс поступления кислорода в мозг и обмена веществ (Фезам, Пирацетам и т.д.).
  5. Витамины и микроэлементы (группа В, глутаминовая кислота).

Такой комплекс помогает улучшить психическое состояние больного, стабилизирует его эмоциональный фон, снимает агрессивность. Стоит отметить, что препараты имеют ряд побочных симптомов:

  • нарушение двигательной активности;
  • расстройство функции сна;
  • ухудшение зрения и памяти;
  • полная или частичная ригидность.

Это обязательно нужно учитывать перед началом приема медикаментов. Некоторые врачи советуют применять средства народной медицины, которые являются более щадящими. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений (корня валерианы, женьшеня и др.).

К сожалению, гомеопатия не всегда помогает избавиться от неприятных симптомов, ее используют только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Коррекция

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Обязательно проводят психологическую коррекцию (помогает стабилизировать поведение больного), проходят занятия с логопедом (это улучшает разговорную речь). Также врачи назначают комплекс лечебной физкультуры и массажа. Такие меры развивают навыки ходьбы, сидения и т.д., их проходят курсами по 10 дней.

Лечением таких детей занимаются опытные специалисты (невропатолог, психолог и т.д.). Нужно обязательно следовать их рекомендациям и не пропускать занятия. Помимо этого, потребуется закрепление полученных знаний в домашних условиях (тренировки, занятия для развития речи и моторики и т.д.).

Очень важным является правильный уход за ребенком с диагнозом «олигофрения». От родителей потребуется много внимания и заботы. Правильный подход помогает облегчить состояние больного.

Важно помнить, что если ребенок будет воспитываться под воздействием неблагоприятных факторов, то заболевание будет только усугубляться, малыш  станет агрессивным по отношению к окружающим.

Для улучшения памяти и речи нужно регулярно проводить развивающие занятия, читать ребенку книги и т.д.

Выполняя все врачебные рекомендации, шансы на стабилизацию состояния пациента с олигофренией повышаются.

Ни в коем случае нельзя кричать или наказывать ребенка, это повлечет за собой только ухудшение ситуации. Помните, что ребенок не виноват в своей болезни, ему требуется обеспечить максимально стабильную психологическую обстановку.

Нужно правильно обучать такого больного элементарным навыкам самообслуживания. Большинство таких детей проходят обучение в специализированных школах, детских садах и т.д. Это помогает избежать насмешек  и ухудшения состояния.

Прогноз

Все зависит от степени тяжести олигофрении. Благоприятный прогноз врачи могут дать при своевременном выявлении легкой формы умственной отсталости. При правильном лечении ребенок может научиться справляться с элементарными бытовыми задачами, это повышает уровень правильной социальной адаптации. Во взрослом возрасте они могут даже освоить определенные профессии.

Читайте также:  Серебрение зубов у детей с фото до и после, показания к процедуре, альтернатива методу

При неправильном лечении заболевания нарушения начинают быстро прогрессировать, последствия олигофрении тяжелые:

  • пожизненная умственная отсталость;
  • инвалидность;
  • проявление сильных расстройств психики.

Такие больные требуют профессионального медицинского присмотра, их помещают в специализированные центры.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/oligofreniya-u-detej.html

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии.

Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики.

Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер.

И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить.

УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Степени умственной отсталости

В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении.

Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра).

В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.

Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.

Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными.

Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Поговорим о деменции альцгеймеровского типа

В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

  • С трудом может играть в команде.
  • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
  • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
  • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
  • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.

Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму.

Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке.

Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Маниакально-депрессивный психоз у женщин: как лечить?

Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

  • Восприятие.  При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
Читайте также:  Лекарство от коликов у новорожденных: обзор лучших аптечных препаратов, чаев, травяных сборов

Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено.

Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно.

Необходима организующая помощь.

  • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
  • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
  • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
  • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.

Особенности обучения детей с УО в легкой степени

Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций.

Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению.

При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала.

Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития.

И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/kak-raspoznat-umstvennuyu-otstalost-debilnost-u-rebenka.html

Задержка умственного, интеллектуального развития

Главная → Информация о заболеваниях → Задержка умственного, интеллектуального развития

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны.

Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний. В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей). Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.

Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.

Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие.

Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно. Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции. Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам. Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни. Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Читайте также:  Волдыри на теле у ребенка: фото с пояснениями разных типов высыпаний

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Интеллектуальная инвалидность

Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая. Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями. Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

  • Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
  • Проблемя с обучением в школе;
  • Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
  • Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
  • Неспособность логически мыслить.
  • Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
  • Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 50-70;
  • Развитие медленнее, чем у большинства детей;
  • Нет необычных физических признаков;
  • Может обучиться практическим навыкам;
  • Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
  • Нормальные социальные контакты;
  • Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
  • Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 35-49;
  • Заметные задержки развития, особенно речи;
  • Может иметь необычные физические признаки;
  • Можно обучить простому общению;
  • Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
  • Может выполнять простые действия;
  • Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
  • Могут отправляться одни в знакомые места.
  • Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 20-34;
  • Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
  • Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
  • Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
  • Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
  • Потребность социального руководства и контроля.
  • Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ

Источник: https://www.reacenter.ru/zaderzhka-umstvennogo-razvitiya/

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Ссылка на основную публикацию