Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, зпрр с элементами аутизма

Задержка психического развития – это состояние, при котором у пациентов наблюдается нарушение эмоционального и психологического характера. У пациентов с ЗПР заторможены процессы мышления, нарушены навыки памяти и внимания.

Что вызывает ЗПР – причины

Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

Роль генетики

Если у одного или обоих родителей есть умственная отсталость, гораздо больше шансов, что у их детей также будет это состояние. Существует много генетических (унаследованных) причин ЗПР, которые возникают из-за недостатков или упущений в генетическом материале, переданном от родителя к ребенку.

Иногда умственная отсталость вызвана аномалиями в хромосомах, а не отдельными генами. Синдром Дауна, одна из наиболее распространенных причин задержки психического развития, вызван дополнительной хромосомой в клетках.

Другой довольно распространенный хромосомный дефект, называемый хрупким синдромом Х, вызывает ЗПР в основном у мальчиков.

* Гены — это химические вещества в организме, которые помогают определить характеристики человека, такие как цвет волос или глаз, и унаследованы от его родителей. Они расположены на хромосомах, обнаруженных в клетках тела.
* Хромосомы (KRO-mo-somes) являются нитевидной структурой внутри ядра клеток, на которых расположены гены.

Проблемы во время беременности

Инфекции у беременных женщин, таких как краснуха или токсоплазмоз, также являются причиной задержки психического развития у детей. Несмотря на то, что мать может не пострадать от инфекции, развивающийся плод заражается через материнский организм и у него наблюдается поражение определенных участков ЦНС и иных органов и систем.

Беременные женщины, которые употребляют алкогольные напитки, рискуют иметь умственно отсталого ребенка через состояние, известное как синдром фетального алкоголя (ФАС). Это распространенная и предотвратимая причина ЗПР.

Некоторые препараты (например, кокаин или амфетамины), когда они принимаются во время беременности, могут нанести вред психическому развитию ребенка.

Недостаточное питание матери и облучение во время беременности также могут вызывать подобные нарушения в развитии.

Родовые травмы

Кислородное голодание у плода во время родов также является причиной ЗПР. Младенцы, рожденные преждевременно, обычно умственно отстают, особенно, если ребенок весит менее 1,5 кг.

Нарушения, возникающие после рождения

ЗПР может быть вызвана такими проблемами, как отравление свинцом или ртутью, серьезное недоедание, несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы, прерывание подачи кислорода в мозг (например, почти утопление) или заболевания, такие как энцефалит, менингит и необработанный гипотиреоз у младенцев.

Важно понимать: прежде, чем приступить к лечению и коррекции состояния ребенка, необходимо определить корни проблемы.

Основные виды ЗПР

Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

ЗПР конституционального характера

Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.

ЗПР соматогенного характера

Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.
Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.

ЗПР психогенного характера

Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.

ЗПР церебрально-органического характера

Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.

Симптомы задержки психического развития у детей в разных возрастных промежутках

Иногда признаки расстройства можно наблюдать у детей сразу после рождения, а в некоторых случаях, проблемы начинают проявляться уже в школьном возрасте и позже. Важно научится вовремя разглядеть особенности вашего малыша.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

  1. ЗПР до года: поздно начинает держать головку, ползать, ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами.
  2. Признаки ЗПР в год – тихий, неэмоциональный ребенок, с ограниченным или отсутствующим набором простых слов, не проявляет реакции на обращение к нему.
  3. ЗПР 2 годат– нет желания познавать что-то новое за счет повторения за окружающими, примитивный набор слов (до 20), нет умения составлять логические фразы и предложения, ограниченные навыки памяти.
  4. Симптомы ЗПР у детей 3 лет – быстрая неосознанная речь с проглатыванием звуков, слогов или окончаний слов, при ответе на вопрос может долго размышлять и повторять сам вопрос, движения замедленные или проявляется гиперактивность, познавать окружающий мир желания нет, агрессивность, повышенное слюноотделение, узкий спектр эмоций, могут проявляться признаки ДЦП.
  5. ЗПР 4 года – плаксивость, агрессивность, эмоциональная нестабильность, беспричинный смех или истерика, слаборазвитая речь, игнорирование просьб взрослых, сложность в контактировании с окружающими.
  6. ЗПР у дошкольника 5 лет – игнорирование сверстников, агрессивность или полная пассивность, резкие перепады настроения, речевые сложности, особенно в построении даже простого диалога, сложности с памятью, отсутствие простых бытовых навыков.
  7. ЗПР 6 лет ­– поведенческие нарушения, сложности в концентрации внимания, выполнении элементарных бытовых навыков, заметное отставание от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  8. ЗПР у детей симптомы 7 лет – сложности с чтением, проблемы с логическими задачами и математическими вычислениями, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками, скупой речевой запас, сложности в озвучивании своих мыслей и просьб, проблемы поведенческого характера (агрессия, плаксивость, нытье, замкнутость в себе, безосновательный смех и т.д.).
  9. Особенности ЗПР у подростков – психическая неустойчивость, не развита самооценка, нет устойчивости к критике, старается избегать коллектив, психомоторная расторможенность и возбудимость, подавленная познавательная активность, ограниченная память (чаще кратковременная), нарушение словесно-образного, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, речевые нарушения, отсутствие мотивации, развитие инфантилизма. Характерным симптомом психофизического инфантилизма – истероидная психопатия и депрессивные состояния.

В раннем возрасте проблематично диагностировать ЗПР.

Максимально выраженные симптомы можно наблюдать в дошкольном возрасте, когда уже должны быть сформированы навыки самообслуживания, ориентации в пространстве, коммуникабельности, полноценно развитая память и сформированная речь.
В независимости от возраста, в котором была диагностирована задержка психического развития, к коррекции данного состояния необходимо приступить незамедлительно.

Скрининг и тесты

Диагностика ЗПР может быть выполнена только сертифицированным психологом, способным управлять, подсчитывать и интерпретировать тест интеллекта или познания.
Скрининг заболевания включает тесты для анализа интеллектуального и адаптивного развития ребенка, в том числе аномального теста на развитие Денвера и тестирования IQ (эти тесты проводятся с детьми и подростками до 18 лет.)

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

Осложнения и последствия

Несвоевременная диагностика детей с ЗПР и коррекция данного сложного психического состояния может навсегда отпечататься на жизни ребенка. Подростковый возраст у полноценного ребенка проходит со сложностями, а для ребенка с ЗПР могут дополнительно развиться комплексы неполноценности, которые провоцируют ряд трудностей в общении с противоположным полом и со сверстниками.

Низкая самооценка оставляет негативный отпечаток на успеваемости, стремлении, как результат появляется повышенная конфликтность в коллективе и семье. Запущенные ситуации могут повлечь за собой необратимые последствия – тяжелую форму депрессии и суицид.

ЗПР может спровоцировать развитие хронических и неизлечимых пороков: разнообразных психических расстройств, нарушение письменных, речевых, бытовых навыков.

В зрелом возрасте могут наблюдаться проблемы с адаптацией, работой в коллективе, созданием семьи.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

Каждый родитель после услышанного диагноза, в первую очередь, должен эмоционально собраться и подготовится к сложной борьбе за полноценное будущее ребенка.

Ведь в медицинской практике есть достаточно много примеров, когда дети после диагностирования ЗПР учились в обычных школах и демонстрировали пусть не высокие, но среднестатистические образовательные успехи.

Второе, что нужно понять, — у ребенка что-то не получается не по причине его лени, ему просто все дается немного сложнее и медленнее.

Не нужно самостоятельно развивать у своего крохи чувство неполноценности постоянными упреками и руганью. Основная задача родителей – поддержать, мотивировать, помочь, продемонстрировать понимание и любовь.

Можно ли предотвратить ЗПР?

Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР.

Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства.

Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью.
Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду.

Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.

* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов.

* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования.

* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.

Жизнь с ЗПР

Нет лекарств от задержки психического развития. Лечение фокусируется на том, чтобы помочь людям путем создания навыков обучения, поведения и самопомощи. Для детей с ЗПР поддержка родителей, специально обученных педагогов и общества, помогает достичь своих максимальных способностей и стать полноценной частью общества.

Код по МКБ-10

F80-F89 — нарушение психического развития

Читайте также:  Понос и температура у ребенка: что делать, какие меры предпринять?

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы

Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/
https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60″>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60
http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/

Положительные Отрицательные
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня)
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга)
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля)
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена)

Вывод

Разочарование, чувство вины, опустошенность, депрессивное состояние – типичные эмоции родителей, которые столкнулись с диагнозом ЗПР. Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок был полноценным, умным, красивым.

Но в данном случае, ни гнев, ни истерики, ни укоры, ни слезы, не помогут вашему ребенку.

Нужно стать стопроцентной опорой для него, демонстрировать свою поддержку, понимание и любовь, подбирать врачей, педагогов, и поверьте, все у вас получится.

Источник: https://autizmy-net.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-prichinyi-simptomyi-diagnostika/

Что это за диагнозы ЗПР, ЗПРР у ребенка и как их снять

В медицине и педагогике нет четкой дифференциальной диагностики проблемы ЗПР, ЗРР и ЗПРР. Родителям предлагают усредненные рекомендации, которые должны быть пригодными для коррекции диагнозов ЗПР, ЗРР и ЗПРР у всех детей. Но на практике получается далеко не так, и лечение помогает не всегда. В чем причина ЗПР, ЗРР и ЗПРР у ребенка и как возможно снять диагноз, читайте в этой статье.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости.

Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета.

Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду.

Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом.

Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание.

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

  • Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

  • Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей: симптомы и признаки

К симптомам ЗПР, ЗРР и ЗПРР относятся:

  • Бедность или отсутствие самостоятельной речи с 3 лет;
  • Ребенок плохо понимает и не выполняет простые задания;
  • Медленно приобретает новые навыки;
  • Неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Невротические реакции (ночной энурез, плаксивость, страхи);
  • Замкнутость, отгороженность, отсутствие или слабая реакция на обращение к ребенку при сохранном слухе;
  • Аутоподобное поведение;

У ребенка с ЗПР, ЗРР или ЗПРР могут быть отдельные симптомы или все вышеперечисленные признаки.

Проблема классификаций симптомов ЗПР, ЗРР и ЗПРР в том, что они не учитывают индивидуальные особенности малыша, уравнивают разных детей и подгоняют их под общепринятые нормы. В чем причина задержки психического и речевого развития у определенного ребенка? Разберемся в этом с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Психические особенности детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рождается обладателем определенных векторов. У каждого вектора свои свойства, непохожие на другие, и свои психофизические особенности.

Знание векторов ребенка позволяет правильно его развивать. Ведь то, что норма для одного — может быть патологией для другого. У детей с диагнозами ЗПР, ЗРР и ЗПРР причины их появления кроются в нарушении развития в одном или нескольких из нижеперечисленных векторов.

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

У ребенка со звуковым вектором особая чувствительность к звукам и словам других людей. Это они — дети, которые долго молчат, а потом сразу начинают говорить предложениями.

Когда ребенок не обращается к взрослым, мало стремится к общению, не говорит, но все понимает и делает, что ему говорят — это может быть малыш со звуковым вектором. Если звуки снаружи неприятны для его чувствительного уха, то психика защищается.

Ребенок «уходит в себя», нарушается его взаимодействие с окружающей средой. Такое может быть, когда в семье ссоры, скандалы, шумы, громко работают бытовые приборы и тому подобное.

Резкий голос мамы и даже нежелательные слова тихим голосом, которые она говорит невзначай, могут быть причиной задержки психоречевого развития у детей со звуковым вектором . Когда внешние условия слишком травматичны, у такого ребенка могут диагностировать аутоподобное поведение и детский аутизм.

Это тяжелое расстройство коммуникации и поведения с частичной или полной утратой способности различать смысл речи окружающих при сохранности слуха. Ребенок не может развиваться дальше, потому что его психика сворачивается в клубок внутри его самого. Ему нужно помочь «выйти наружу».

Для этого должны соблюдаться правила звуковой экологии дома. Близким людям, в первую очередь маме, необходимо знать особенности таких детей. Ребенок со звуковым вектором устроен не так, как все. А чем сложнее психика, тем более она хрупкая, тем легче ее нарушить, даже не желая этого.

Дети с анальным вектором медлительные и обстоятельные. Для них жизненно необходимо закончить начатое дело до конца, будь то сидение на горшке или застегивание пуговиц. Такому ребенку психологически важно поставить точку в любом деле.

Если его торопить или прерывать, то он начинает упрямиться и обижаться. Как реакция на стресс может появляться ступор — малыш останавливается и не может продолжить начатое. При хроническом стрессе в анальном векторе мышление становится чрезмерно медленным, начинается застревание на несущественных деталях.

Читайте также:  Нервный тик у ребенка: симптомы и лечение, причины возникновения и виды, последствия

Внимание переключается с трудом, малыш не может усваивать знания, не приобретает новых навыков. Отставание в развитии у ребенка с анальным вектором появляется из-за несоответствия темпа его психической деятельности с требованиями окружения. Может возникать заикание.

Следует отличать анальный вектор от других и создать ребенку оптимальные условия для развития.

Кожный вектор противоположен по свойствам анальному вектору. Ребенок с кожным вектором шустрый, гибкий, способен быстро переключаться с одного на другое. Хвататься за несколько дел и не доводить их до конца — это про него. При неправильном воспитании такого ребенка у него может возникать задержка психического развития с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Тогда ему трудно обучаться и приобретать навыки из-за отвлекаемости и неусидчивости.

Такому малышу более других необходима дисциплина и адекватная система запретов, потому что в кожном векторе самоограничение имеет особый смысл.

Родители, раздражаясь на поведение ребенка, начинают резко хватать его, шлепать, ругать. Этого делать нельзя — унижение, причинение боли, битье малыша с кожным вектором затормаживает его развитие.

Дети со зрительным вектором обладают самой большой эмоциональностью и склонны к перепадам настроения. Воспитать их чувственность — задача родителей.

Если ребенок со зрительным вектором не научен сопереживанию к другим людям, то он может испытывать страхи, закатывать истерики, плакать и раздувать из мухи слона по любому поводу.

Когда у ребенка формируется привычка получать эмоции таким способом, это нарушает его взаимодействие с другими людьми. Возникает страх общения, и тогда разговорчивый дома малыш молчит и боится незнакомых людей, может появляться заикание.

Роль чувства защищенности и безопасности у ребенка в развитии ЗПР, ЗРР и ЗПРР

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

Мама — самый близкий человек для ребенка, и самый важный. Она дает ему чувство защищенности и безопасности. Это является обязательным условием для развития психики малыша. Мама сохраняет его жизнь и психологический комфорт. Тогда ребенок способен развить свойства в своих векторах максимально.

Потеря чувства защищенности и безопасности чревата для него остановкой в развитии. Тогда в ребенке начинают проявляться еще незрелые свойства векторов, некоторые из которых распознаются как симптомы и признаки ЗПР, ЗРР и ЗПРР.

До 6-7 лет бессознательная связь ребенка с мамой абсолютна — он перенимает ее внутреннее состояние без слов.

Если мама раздражена, подавлена, расстроена, сама подвержена частым стрессам, то и ребенок не будет чувствовать себя защищенным. Когда мама приводит свою психику в порядок, состояние малыша улучшается.

Спокойная, уравновешенная мама способна не совершать ошибок в воспитании, правильно реагировать на любое поведение ребенка и не срываться на него.

Когда мама узнает, что ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР и ЗПРР, ее накрывает волной страха за его будущее. Нарастает внутреннее напряжение, чувство вины.

Она стремится дать ему самое лучшее, и если результата нет, наступает отчаяние. Такое тревожное состояние мамы влияет на ребенка негативно.

Маме необходимо знать, что делать, обрести уверенность в своих действиях, повысить стрессоустойсивость.

Получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» — лучший совет, какой можно дать в этой ситуации.

Педагогическая и социальная запущенность — следствие незнания правил воспитания

  • Когда ЗПР, ЗРР или ЗПРР у ребенка появляется вследствие неправильных методов воспитания и воздействия неблагоприятных условий, таких как унижение, физическое и психологическое насилие, гиперопека или беспризорность в семье, отсутствие воспитания эмоциональной сферы, трудовых, гигиенических навыков и неумение преодоления лени — говорят о педагогически запущенном ребенке.
  • Часто это социально неблагополучные семьи, но даже в примерных семьях находятся педагогически запущенные дети.
  • Когда к человеку применяют то, что противоречит его природе, когда не знают особенностей его психики — это вопрос психологической грамотности родителей.

Каждый рождается с определенными задатками, которые можно как развить, так и погубить. Любого малыша легко вовлечь в ту деятельность, которая предназначена ему природой, если знать, к чему он склонен.

Диагнозы ЗПР, ЗРР и ЗПРР включают в себя много состояний, каждое из которых имеет свою векторально обусловленную причину возникновения. Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР, это не приговор. Как снять диагноз ЗПРР — необходимо знать, какой ребенок с диагнозом ЗПРР. Разобравшись в особенностях психики ребенка, получится правильно его развивать.

Если Вы мама маленького сына или дочери с диагнозом ЗПР, ЗРР или ЗПРР, приходите на бесплатные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Смотрите и читайте отзывы мам, у детей которых ушла проблема задержки психического и речевого развития на тренинге:

Ребенку хотели поставить диагноз аутизм. Тренинг помог справиться с задержкой речи.

  1. Моему ребенку ставили диагноз раннего детского аутизма.

«… Синдром дефицита внимания, нарушения аутического спектра, задержка психического развития — сняты.

…Тренинг закончился в конце июня. Летние каникулы. Мы съездили на три дня в горы. Гуляли по тихому лесу, катались на лошадях, спустились по бурной реке на лодке, общались. Тишина вдали от людей была полезна и приятна нам обоим.

Дома читал заданное внеклассное чтение, я слушала. Я ненавязчиво предлагала ему почаще гулять со сверстниками во дворе.

Ему с трудом удавалось найти общий язык с ребятами (2 мальчика), но тем не менее он гулял подолгу и возвращался довольный от общения и совместных игр.

Настала пора готовиться к комиссии для перевода на домашнее обучение. Перед ней необходимо пройти осмотр врача. Я повела сына к психоневрологу. Врач была удивлена тем, что не видела в ребенке предыдущих диагнозов.

Полистав карточку, убедившись, что все-таки ранее были такие симптомы, она написала направление на комиссию и в месте «диагноз» было написано: легкая степень — задержка психического развития.

То есть, куда-то пропали: нарушения аутического спектра и синдром дефицита внимания с гиперактивностью…»

Галина П., няня, Минеральные Воды

«… Мой сын никого не слышал! Он жил в своих мыслях и мечтах!
…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»

Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург

«… У сына резко улучшилась речь (еще полгода назад, в 5 лет — он говорил только фразами из 2-3 слов), сейчас уже вопросы задает и лучше запоминает стихи)…»

Эльмира Х., лектор-музыковед, Казань

«… До 4 лет он говорил простыми звуками: мама, баба, му, гав, ням и т.д. Конечно же, отсутствие речи у ребенка вызывало тревогу. Когда сыну было два с половиной года, я впервые обратилась к логопеду. Так как звуков проговаривал немного, а слов вообще не было, помочь нам не смогли…»

Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

  • Автор Екатерина Крестникова, врач – психиатр-нарколог
    Корректор Ирина Щербакова
  • Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
    Раздел: психология эксклюзив

Источник: http://svp.expert/psixologiya-eksklyuziv/n1-zaderzhka-psixicheskogo-i-rechevogo-razvitiya-u-detej-prichiny-zpr-zrr-zprr/

Есть ли у Вашего ребенка ЗПРили ЗПРРв 2-3 года?

Задержка психоречевого развития у детей до 3 лет: что это такое, симптомы, ЗПРР с элементами аутизма

Возраст 2-3 РіРѕРґР° – время, РєРѕРіРґР° малыш активно познает РјРёСЂ, овладевает родным языком Рё коммуникативными навыками. РћРЅ стремительно пополняет словарь, изучает грамматику, расширяет РєСЂСѓРіРѕР·РѕСЂ. Этот процесс замедляется Рє 5 годам. Если Сѓ пятилетнего ребенка речь РЅРµ развита совсем, Сѓ него рассеянное внимание, проблемы СЃ мышлением, памятью, нет стремления Рє общению Рё расширению знаний, то вероятность нагнать здоровых сверстников, – менее 1%. Если начать коррекцию РІ 2-3 РіРѕРґР°, то ребенок СЃ Р—РџР  или Р—РџР Р  вполне может РІ дальнейшем обучаться РІ обычной школе.

Что такое ЗПР и ЗПРР?

Задержка психического развития (Р—РџР ) Рё задержка психоречевого развития (Р—РџР Р ) – отклонения, требующие срочной коррекции Рё лечения РїРѕРґ руководством опытного специалиста.

Р—РџР  – это нарушение развития отдельных психических функций (внимания, мышления, эмоций, воли, памяти), обусловленное медленным созреванием нервной системы.

Такие дети могут более-менее говорить (хотя зачастую ЗПР сочетается с тяжелыми формами ЗРР), но крайне плохо поддаются обучению и испытывают серьезные трудности с социальной адаптацией. ЗПР считается пограничным состоянием между нормальным развитием и патологией, поэтому при грамотном подходе с возрастом его можно компенсировать.

Главное отличие задержки психоречевого развития (ЗПРР) от ЗПР в том, что это нарушение напрямую связано с освоением ребенком речи.

Низкая скорость речевого развития приводит к значительному отставанию в формировании психических функций.

Обычно ЗПРР определяется в 2-3 года, так как в этом возрасте ребенок обычно начинает активно общаться, и недоразвитость его речи, социальных навыков, отставание от сверстников очевидны. Если выявить ЗПРР своевременно, это состояние успешно компенсируется ко времени поступления в школу.

Проверьте своего ребенка

О задержке психического развития говорят следующие признаки:

  1. Малыш избегает общения с взрослыми и сверстниками. Его редко принимают в игры, чаще всего он играет в одиночестве.
  2. Резкая смена настроения. Вспышки гнева, беспричинная тревога, внезапная радость – РЅРµ черта характера, Р° РїРѕРІРѕРґ для беспокойства.
  3. Ребенок неусидчивый, ему сложно удерживать внимание, выполнять просьбы взрослых, он не может заставить себя сделать что-то. Он часто вскакивает, носиться по комнате, кричит.
  4. ЗПР нередко сочетается с ЗРР. Малыш знает мало слов, с трудом строит фразы, не умеет выражать мысли.
  5. Память Сѓ детей СЃ Р—РџР  устроена таким образом, что РѕРЅРё лучше запоминают предметы Рё картинки, чем словесные объяснения. Что-то выучить наизусть для РЅРёС… – слишком сложная задача.
  6. Ребенок не может сам сделать выводы, соотнести предметы по форме, цвету и размеру, нет самостоятельного логического и абстрактного мышления.
Читайте также:  Полидекса для детей - инструкция применению спрея и капель в нос

Задержку психоречевого развития можно определить следующим образом:

  • Р’ 4 месяца малыш никак РЅРµ отвечает маме Рё папе РЅР° улыбку, жесты, обращение.
  • Р’ 8-9 месяцев ребенок РЅРµ лепечет, РЅРµ улучшается ситуация Рё РІ РіРѕРґ: РѕРЅ растет тихим Рё замкнутым.
  • Р’ 1,5 РіРѕРґР° нет простых слов типа «РјР°РјР°», «Р±Р°Р±Р°», «РґР°Р№», ребенок РЅРµ воспринимает речь взрослых, РЅРµ выполняет РїСЂРѕСЃСЊР±С‹, плохо жует Рё может подавиться даже небольшим кусочком.
  • Р’ 2 РіРѕРґР° малыш знает 20-30 слов, РЅРѕ никак РЅРµ пытается выучить новые.
  • Р’ 2,5 РіРѕРґР° РѕРЅ РЅРµ может составить предложение РёР· 2-3 слов (подлежащее, сказуемое, дополнение), РЅРµ знает, как называются части тела, бытовые предметы, действия.
  • Р’ 3 РіРѕРґР° малыш РіРѕРІРѕСЂРёС‚ очень быстро или, наоборот, слишком медленно, РЅРѕ речь его отрывочна, состоит РёР· отдельных слов. РќРµ понимает суть несложных историй, РЅРѕ может РІ точности повторить Р·Р° взрослым произнесенную фразу.
  • РЈ малыша всегда немного приоткрыт СЂРѕС‚, РёР· которого течет слюна.
  • Ребенок часто проявляет агрессию, ему РЅРµ сидится РЅР° месте, РѕРЅ быстро устает.
  • РћРЅ невнимателен, плохо запоминает информацию, простые ритмичные стихи.
  • Часто играет сам СЃ СЃРѕР±РѕР№ РІ однообразные РёРіСЂС‹, так как Сѓ него слабо развита фантазия.
  • Плохо идет РЅР° контакт СЃРѕ сверстниками Рё взрослыми.

Диагнозы ЗПР и ЗПРР ставятся только совместно неврологом, дефектологом, логопедом, психологом. �ми же разрабатывается стратегия лечения.

Что делать, если у малыша ЗПР или ЗПРР?

РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ заблуждение родителей Рё обывателей – смешение Р—РџР  Рё Р—РџР Р  СЃ психической ненормальностью. Эти диагнозы означают только отставание ребенка РѕС‚ СЃРІРѕРёС… сверстников РІ развитии, которое поддается коррекции.

�так, вы заметили у малыша признаки отклонений или уже знаете диагноз. Как поступить в этой непростой ситуации?

  • Успокойтесь Рё изучите внимательно проблему. Посетите форумы родителей детей СЃ Р—РџР Р , Р—Р Р , Р—РџР , РѕРЅРё СЃ удовольствием поделятся опытом Рё дадут контакты проверенных специалистов.
  • РќРё РІ коем случае РЅРµ поддавайтесь РЅР° СѓРіРѕРІРѕСЂС‹ «РґРѕР±СЂРѕР¶РµР»Р°С‚елей», РјРѕР», «РїРµСЂРµСЂР°СЃС‚ет», «РѕС‚ец его тоже РїРѕР·РґРЅРѕ заговорил, Рё ничего» Рё С‚. Рґ. Отставание РѕС‚ РЅРѕСЂРјС‹ РЅРµ должно быть более 3-4 месяцев. РќРµ упустите драгоценное время!
  • Окажите малышу поддержку. РћРЅ РЅРµ виноват РІ своем состоянии Рё нуждается РІ вашей заботе. РќРѕ РЅРµ опекайте, Р° направляйте его РІ нужное русло.
  • Немедленно посетите врача, для начала хотя Р±С‹ сходите Рє педиатру. РћРЅ определит физическое состояние ребенка, соответствие его развития нормам, Рё даст направления Рє специалистам.
  • Ребенка обязательно покажите неврологу, так как РІ 100% Р—РџР  Рё Р—РџР Р  требуют длительного медикаментозного лечения РїРѕРґ контролем специалиста. Проводятся исследования работы головного РјРѕР·РіР°, для выяснения точной причины нарушения.
  • РќРµ ограничивайтесь только приемом лекарств. РћРЅРё обеспечивают нервную систему всем необходимым, РЅРѕ результат будет виден, если только СЃ ребенком будет работать команда специалистов.
  • Дефектологи занимаются развитием малыша: памятью, вниманием, моторикой, интеллектом, эмоциями, социальными навыками, понятийным аппаратом.
  • Еще РѕРґРЅРѕ звено – занятия СЃ логопедом. РћРЅ учит ребенка правильно произносить Р·РІСѓРєРё, строить фразы Рё предложения, создавать связный текст.
  • Очень полезно посещать педагога-психолога для формирования коммуникативных навыков.
  • Хороший эффект дают иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия, музыкальная терапия Рё РґСЂСѓРіРёРµ методики.

Едва ли не самая главная роль в процессе преодоления ЗПР и ЗПРР отводится родителям. Они находятся рядом с ребенком постоянно, тогда как врач и педагог видят его 2-3 раза в неделю.

С малышом необходимо заниматься каждый день, каждый час. Распорядок дня, досуг следует выстроить так, чтобы каждая минута способствовала выздоровлению.

Приобретите дидактические игры, кукольный театр, выполняйте пальчиковую гимнастику, читайте художественную литературу по возрасту, одним словом, создайте вокруг малыша развивающую среду.

Проводить занятия нужно в строгом соответствии с составленной специалистами программой.

К сожалению, готовых рецептов здесь нет, в каждом случае план лечения разрабатывается индивидуально.

Источник: http://logoden.ru/paragraph/est-li-u-rebenka-zpr-zprr-v-2-3-goda

Задержка психоречевого развития

Внимательно прочитайте эту инструкцию перед тем, как начать прием/ использование этого лекарства.

  • Сохраните инструкцию, она может потребоваться вновь.
  • Если у Вас возникли вопросы, обратитесь к врачу.
  • Это лекарство назначено лично Вам, и его не следует передавать другим лицам, поскольку оно может причинить им вред даже при наличии тех же симптомов, что и у Вас.
  • Регистрационный номер:
  • Дата регистрации:
  • Торговое название : РЕКОГНАН®
  • Международное непатентованное название: Цитиколин
  • Лекарственная форма: Раствор для внутривенного и внутримышечного введения
  • Состав
  • Одна ампула 500 мг в 4 мл содержит активное вещество: цитиколина мононатриевая соль (цитиколин натрия) 522,5 мг (эквивалентно 500,0 мг цитиколина), вспомогательные вещества: хлористоводородная кислота или натрия гидроксид до рН 6,5 — 7,5; вода для инъекций до 4,0 мл.
  • Одна ампула 1000 мг в 4 мл содержит активное вещество: цитиколина мононатриевая соль (цитиколин натрия) 1045,0 мг (эквивалентно 1000,0 мг цитиколина) вспомогательные вещества: хлористоводородная кислота или натрия гидроксид до рН 6,5 — 7,5; вода для инъекций до 4,0 мл.
  • Описание Прозрачная бесцветная жидкость
  • Фармакотерапевтическая группа: ноотропное средство
  • Код ATX: N06BX06

Фармакологические свойства

Фармакодинамика

Цитиколин, являясь предшественником ключевых ультраструктурных компонентов клеточной мембраны (преимущественно фосфолипидов), обладает широким спектром действия – способствует восстановлению поврежденных мембран клеток, ингибирует действие фосфолипаз, препятствуя избыточному образованию свободных радикалов, а также предотвращая гибель клеток, воздействуя на механизмы апоптоза. В остром периоде инсульта цитиколин уменьшает объем поражения ткани головного мозга, улучшает холинэргическую передачу. При черепно-мозговой травме уменьшает длительность посттравматической комы и выраженность неврологических симптомов, кроме этого, способствует уменьшению продолжительности восстановительного периода.

Цитиколин эффективен в лечении когнитивных, чувствительных и двигательных неврологических нарушений дегенеративной и сосудистой этиологии.

При хронической ишемии головного мозга цитиколин эффективен в лечении таких расстройств, как ухудшение памяти, безынициативность, затруднения, возникающие при выполнении повседневных действий и самообслуживании. Повышает уровень внимания и сознания, а также уменьшает проявление амнезии.

Фармакокинетика

Метаболизм

При внутривенном и внутримышечном введении цитиколин метаболизируется в печени с образованием холина и цитидина. После введения концентрация холина в плазме крови существенно повышается.

Распределение

Цитиколин в значительной степени распределяется в структурах головного мозга, с быстрым внедрением фракций холина в структурные фосфолипиды и фракции цитидина – в цитидиновые нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Цитиколин проникает в головной мозг и активно встраивается в клеточные, цитоплазматические и митохондриальные мембраны, образуя часть фракции структурных фосфолипидов.

Выведение

Только 15% введенной дозы цитиколина выводится из организма человека: менее 3% — почками и через кишечник и около 12% — с выдыхаемым воздухом.

В экскреции цитиколина с мочой можно выделить 2 фазы: первая фаза, длящаяся около 36 часов, в ходе которой скорость выведения быстро снижается, и вторая фаза, в ходе которой скорость экскреции снижается намного медленнее. То же самое наблюдается в выдыхаемом воздухе – скорость выведения быстро снижается приблизительно через 15 часов, а затем снижается намного медленнее.

Показания к применению

  • Острый период ишемического инсульта (в составе комплексной терапии),
  • Восстановительный период ишемического и геморрагического инсультов,
  • Черепно-мозговая травма (ЧМТ), острый (в составе комплексной терапии) и восстановительный период,
  • Когнитивные и поведенческие нарушения при дегенеративных и сосудистых заболеваниях головного мозга.
  1. Противопоказания
  2. Не следует назначать больным с ваготонией (преобладание тонуса парасимпатической части вегетативной нервной системы) и при гиперчувствительности к любому из компонентов препарата.
  3. В связи с отсутствием достаточных клинических данных, не рекомендуется применять у детей до 18 лет.
  4. Применение при беременности и в период грудного вскармливания Достаточные данные по применению цитиколина у беременных женщин отсутствуют.
  5. Хотя в исследованиях на животных отрицательного влияния не выявлено, в период беременности лекарственный препарат Рекогнан ® назначают только в тех случаях, когда ожидаемая польза для матери превосходит потенциальный риск для плода.
  6. При назначении Рекогнана® в период лактации женщинам следует прекратить грудное вскармливание, поскольку данные о выделении цитиколина с женским молоком отсутствуют.
  7. Способ применения и дозы
  8. Препарат назначают внутривенно или внутримышечно.
  9. Внутривенно назначают в форме медленной внутривенной инъекции (в течение 3- 5 минут, в зависимости от назначенной дозы) или капельного внутривенного вливания (40‑60 капель в минуту).

Внутривенный путь введения предпочтительнее, чем внутримышечный. При внутримышечном введении следует избегать повторного введения препарата в одно и то же место.

Рекомендуемый режим дозирования

Острый период ишемического инсульта и черепно-мозговой травмы (ЧМТ):

1000 мг каждые 12 ч с первых суток после постановки диагноза. Длительность лечения не менее 6 недель. Через 3-5 дней после начала лечения (если не нарушена функция глотания) возможен переход на пероральные формы препарата Рекогнан®.

Восстановительный период ишемического и геморрагического инсультов, восстановительный период ЧМТ, когнитивные и поведенческие нарушения при дегенеративных и сосудистых заболеваниях головного мозга:

500-2000 мг в день. Дозировка и длительность лечения в зависимости от тяжести симптомов заболевания. Возможно применение пероральных форм препарата Рекогнан®.

Пожилые пациенты:

При назначении Рекогнана® пожилым пациентам коррекции не требуется.

Раствор в ампуле предназначен для однократного применения. Он должен быть немедленно использован после вскрытия ампулы.

  • Препарат совместим со всеми видами внутривенных изотонических растворов и растворов декстрозы.
  • Побочное действие
  • Частота побочных реакций
  • Очень редко (

Источник: https://pro-mozg.com/articles/children/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya.html

Ссылка на основную публикацию