Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).

Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет.

Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение.

Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.

Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процесс Точка развития при коррекции
Внимание
  • Увеличение объема внимания и его концентрации.
  • Распределение между разными типами деятельности и переключение.
  • Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
  • Повышение наблюдательности и произвольности.
Восприятие
  • Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
  • Формирование целостного восприятия.
  • Овладение сенсорными эталонами.
  • Совершенствование мелкой моторики, координации.
  • Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.
Память
  • Развитие образности.
  • Улучшение словесной произвольной памяти.
Мышление
  • Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  • Освоение сравнения, обобщения.
  • Развитие понимания причинно-следственных связей.
Речь
  • Устранение дефектов произношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Совершенствование смысловой стороны речи.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.

Медикаментозное лечение ЗПР

Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты.

При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь.

Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.

Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:

Название лекарства Воздействие на дошкольников с задержкой психического развития
Пирацетам
  • Стимуляция памяти.
  • Улучшение внимания и концентрации.
  • При повышенной возбудимости противопоказан.
Церебролизин
  • Улучшение памяти.
  • Совершенствование речи.
  • Перед применением следует проверить здоровье, потому как препарат имеет множество противопоказаний. Часто назначается при диагнозе «аутизм».
Глицин
  • Улучшает сон.
  • Стимулирует деятельность ЦНС.
  • Помогает снизить гиперактивность.
Энцефабол
  • Стимулирует ЦНС, показан при заторможенности.
  • Улучшает память и внимание.
  • Способствует развитию речи.
Нейромультивит
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Снижает возбудимость.
  • В сочетании с другими лекарствами помогает при задержке речевого развития.
Элькар
  • Улучшает речевое развитие.
  • Стимулирует работу ЦНС.
  • Повышает возбудимость, поэтому перед сном его пить нельзя.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
    Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз
  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

Видео

018

Источник: https://onlymama.ru/narusheniya-intellekta/zpr/lechenie-i-korrektsiya-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-zpr/

Коррекция ЗПР у дошкольников – методы коррекции развития детей с ЗПР

Задержка психологического развития – нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы развития ребенка. Расстройство обратимо, поддается коррекции в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Главной проблемой является раннее выявление задержки развития: ярко симптомы начинают проявляться в школе – когда возникает необходимость в систематической познавательной деятельности.

До этого времени, признаки не очевидны: дети чуть позже начинают ходить, говорить, быстрее отвлекаются от игр, более эмоциональны.

Подобное поведение часто списывают на особенности характера или другие факторы.

  • рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности;
  • неразвитость волевой сферы;
  • слабая память;
  • отставание в развитии речи;
  • абстрактное мышление развито плохо;
  • отсутствие понимания ответственности за свои поступки;
  • излишняя эмоциональность;
  • агрессивность;
Читайте также:  Запор у ребенка после введения прикорма: причины, поводы для беспокойства, способы помочь грудничку

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

  • неумение понимать, подстраиваться под правила игры, запоминать ограничения.

Ведущей деятельностью таких детей является игровая, при этом обучения или развития необходимых навыков не отмечается. Им сложно находить общий язык с другими ребятами, так как они не способны запомнить и принять правила игр, часто конфликтуют, если что-то идет не так, как хочется им.

Заподозрить, что с сыном или дочерью что-то не так, семья может уже к возрасту 3 лет, так как у ребенка отсутствует мотивация к обучению. Он не задает вопросов об окружающем мире, занимается только тем, что ему нравится, веселит. Быстро переключается с одного развлечения на другое.

В зависимости от того, в каком возрасте начинается медико-психологическая коррекция, будет получен свой результат. В 3-4 года отставание от сверстников еще небольшое и легко преодолимое. Чем старше пациент – тем больше времени и усилий ему понадобится, чтобы дойти до нормы.

Способы развития и коррекции ЗПР для детей подбираются психологом с учетом возрастной группы, предполагаемого объема работы, ожидаемых достижений и успехов.

Специалисты должны работать над:

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

  • гармонизацией развития личности ребенка, задача – выровнять психологический и физиологический возраст.
  • формированием психических функций, характерных для физиологического этапа взросления;
  • устранением отставания по основным направлениям: волевая сфера, память, внимание, эмоциональная сфера;
  • исправлением имеющихся психологических отклонений;
  • подготовкой базы для правильного развития на следующем этапе.

Работа выстраивается сразу по нескольким направлениям. Для начала проходится комплексное обследование, с целью выявить причины отставания, сопутствующие особенности психики и здоровья.

Затем назначается комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:

  • Оздоравливающее – малыш проходит комплексы процедур, позволяющие избавиться от отклонений на физическом уровне. Требуется создать ему наиболее благоприятные условия жизни: приучить к строгому режиму, подобрать правильное питание, регулярно проводить диагностические, коррекционные процедуры.
  • Нейропсихологические методы коррекции детей с ЗПР позволяют догнать сверстников по уровню обладания навыками для обучения: чтение, письмо, счет. Также работа со специалистом способствует изменению поведения в сторону нормы, помогает легче осваиваться в обществе.
  • Сенсорно-моторная сфера также требует внимания для развития творческих задатков.
  • Познавательная деятельность страдает при задержке психологического развития сильнее всего. Поэтому ей уделяется отдельное внимание.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

  • Развитие эмоциональной сферы, выражаемое в обучении контролю над собственными чувствами и эмпатии по отношению к окружающим.

Устранить задержку возможно в сжатые сроки только при комплексной работе по всем указанным направлениям.

Благодаря систематической работе, уже к младшему школьному возрасту ребенок догоняет сверстников и избегает проблем в учебе и адаптации.

Способы коррекции развития детей с ЗПР выбираются после комплексного обследования, так как необходимо выявить все причины, влияющие на состояние ребенка и по возможности от них избавиться.

После установления диагноза назначается комплексное лечение, включающее в себя несколько направлений работы:

  • Воздействие на нервную систему, мозг, включающее в себя: транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), крайне высокие частоты (КВС), биологическую обратную связь (БОС), лекарственную терапию в отдельных случаях.
  • Физическое развитие: занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массажи, рефлексотерапию, установление режима дня, отслеживание диеты.

При проведении коррекционной работы учитываются психолого-физиологические особенности больного. Продолжительность занятия сокращается, чтоб избежать истощения и усталости. В обязательном порядке подчеркиваются положительные достижения.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Источник: https://newneuro.ru/korrekcziya-zpr/

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность.

Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем.

Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная.

Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание.

Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения.

У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах.

Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики.

У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию.

Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций  – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать.

Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание.

Читайте также:  Парацетамол для детей: инструкция по применению сиропа и суспензии, дозировка, противопоказания

И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании.

В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений.

К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР.

Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка.

Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию.

То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией.

Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё.

Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Задержка психического развития у детей: симптомы, лечение с помощью коррекционных занятий и прогноз

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

 «Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Источник: https://labirint42.ru/novosti/v-regione/zaderzhka-psixorechevogo-razvitiya-u-rebyonka-prichiny-prognozy-i-metody-lecheniya.htm1

Задержка психического развития у детей

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
    мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
    астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
    неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
    любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
    развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
    вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
    травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.

Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии.

Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.

Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года.

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация.

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить
либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания
отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё
    исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им
    оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
Читайте также:  У ребенка болит нога после акдс, он хромает и не может встать на ножку – что делать?

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить
комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками
обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.

Педагоги и родители
должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не
результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые
должны быть совместно преодолены.

Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок
в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать,
чтобы помочь маленькому школьнику.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских
психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII
вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая
смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и
др. современных методов.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках
индивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению
учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные
педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,
ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть
преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной
коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они
способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают
самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и
соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и
развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у
специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник: https://www.medaid.ru/psihology/kids/zpr/

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – задержка темпового развития когнитивных процессов у ребенка.

ЗПР проявляет себя в психологическом инфантилизме, снижении функций интеллектуальных процессов, дефицитарности высших псиxических функций, сниженной саморегуляции, моторной неловкости или неразвитости, быстрой утомляемости, незрелости эмоционально-поведенческой сферы. С точки зрения нейропсихологии детская ЗПР представляет собой недоразвитие определенных функциональных мозговых структур.

Симптомы и особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Заподозрить задержку психическoго развития у ребенка мы можем по следующим симптомам:

  • Ребенок с ЗПР не обнаруживает готовности и мотивации к обучению в школе, не имеет необходимых для этого умений, навыков и знаний. Без специальной помощи он не в состоянии овладеть навыками счета, чтения, письма;
  • Игровая деятельность ребенка с ЗПР частo носит примитивный характер, не имеет сюжетно-ролевого компонента, однообразна и механистична. В некоторых случаях преобладает двигательный компонент: ребенок постоянно прыгает и бегает. Так же могут быть импульсивные черты: рвать, ломать, кидать. Кроме того, ребенок обычно не способен играть со сверстниками;
  • Ребенок с ЗПР имеет сложности в процессе восприятия, при этом лучше воспринимает зрительную информацию, а не слуховую. Восприятие характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью. Это легко обнаружить, так как мы понимаем,  что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия;
  • Внимание ребенка с ЗПР характеризуется нестойкостью, кратковременностью, оно поверхностное, ребенок переключается под воздействием любого внешнего стимула;
  • У всех детей с задержкой психического развития нарушена память, при этом, данное нарушение затрагивает все виды запоминания: непроизвольную и произвольную память, кратковременную и долговременную. Преобладает наглядно-образная память;
  • Развитие речи не соответствует возрастной норме: нарушен лексико-грамматический строй речи, речь носит преимущественно реактивный характер, примитивна по синтаксису и разнообразию выразительных средств. Кроме того, ребенок с ЗПР может испытывать существенные трудности в чтении и письме. ЗПР очень часто сочетается с задержкой развития речи у ребенка (ЗРР).
  • Ребенок имеет проблемы с логикой, образным, абстрактным мышлением. Кроме того, к началу обучения в школе он еще не владеет в нужной мере мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, сопоставлением, обобщением и т.п.;
  • Эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР характеризуется неустойчивостью, лабильностью. Дети с ЗПР часто импульсивны, агрессивны, тревожны. Обычно у них занижена самооценка, они неуверенны в себе. Со сверстниками предпочитают не взаимодействовать, играть в одиночестве.

Как классифицируют ЗПР?

В практической работе с детьми с ЗПР специалисты чаще всего используют классификацию К.С.Лебединской, основанную на этиопатогенетическом подходе, исходя из которой, выделяют 4 типа ЗПР:

  • для ЗПР конституционального типа свойственен инфантилизм, вследствие которого эмоционально-воле­вая сфера ребенка с ЗПР схожа с таковой у детей младшего возраста; она, развиваясь асинхронно с остальными психическими функциями, находится на более раннем этапе онтогенеза. Характерны постоянно повышенное или пониженное настроение, выраженность, поверхностность, нестойкость эмоций, впечатлительность.
  • ЗПР соматогенного типа обусловлена стойкой психофизической астенией, возникающей вследствие влияния долгих хронических соматических заболеваний. У детей с ЗПР этого типа снижена саморегуляция, произвольность, нередко возникает вторичная инфантилизация. Так же имеет место быть и незрелость эмоциональной сферы (лабильность, тревожность, капризность).
  • ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятной социальной средой развития, психотравмирующими факторами и, соответственно,  связана с возникновением у ребенка неврозов, психических или пограничных расстройств. При данном варианте ЗПР на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере (страхи, боязливость, агрессивность, импульсивность, негативизм), повышение истощаемости, снижение саморегуляции и произвольности.
  • ЗПР церебральнo-oрганического происхождения можно встретить чаще других видов; этот тип ЗПР самый стойкий и тяжелый. Предполагает наличие нарушенных познавательных процессов, задержку развития эмоциoнально-волевой сферы и физическую незрелость. Чаще всего, в связи с тем, что резидуально-органическое поражение мозга произошло на самом раннем этапе развития, этот тип ЗПР находится на грани умственнoй отсталости.

Причины детской задержки психического развития

Большинство исследователей детской ЗПР,  в качестве основных причин, выделяют:

  • патологии беременности и родов;
  • недоношенность;
  • постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;
  • хронические заболевания, приводящие к астенизации;
  • тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.
  • алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.

Стоит отметить, что стойкая задержка психического развития у детей всегда имеет органическую природу.

Методы диагностики, коррекции, лечения детей с ЗПР

Коррекционная программа для ребенка с задержкой психического развития будет формироваться с учетом следующих моментов: сколько лет было ребенку, когда родители обратились за помощью, в чем проявляются нарушения развития, насколько они стойки.

Стоит отдельно отметить, что при наличии у ребенка ЗПР, успех лечения зависит от:

  1. качественно проведенной диагностики, в частности дифференциальной; очень часто ЗПР путают с умственной отсталостью, например; при этом коррекционный план этих двух диагнозов совершенно разный.
  2. от согласованности действий нейропсихолога, логопеда или дефектолога, психотерапевта. То есть важно, чтобы воздействие было комплексным.

Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере.

Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов.

Советы родителям

ЗПР возможно и необходимо преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и проблемы эмoционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, чаще всего, обратимы или могут быть хорошо скорректированы.

Психология детей с задержкой психического развития позволяет нам говорить о том, что развитие такого ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности, начать занятия по нейрокоррекции и, таким образом, обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. По этой причине, чем раньше родители ребенка заметят и признают существующие у него проблемы, признаки задержки психического развития, тем проще будет достигнуть результата в лечении, а прогноз будет — успешнее.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/zpr/

Ссылка на основную публикацию